Моменты повседневности

— Хей-хей, да мы успеем еще это сделать, у нас же еще 10 месяцев впереди!

— Да уже половина месяца прошла.

— Ну тогда 9.

— Вообще-то уже 8.

(Из разговоров на кухне)

Неделю назад во время разговора я на секунду впала в ступор, потому что поняла, что ответила на вопрос автоматически, и я не знаю, по-английски я это сделала или по-русски.

После этого я обратила внимание, что когда я считаю, то начинаю я это делать тоже по-английски.

Такие моменты радуют, хотя мой мозг до сих пор взрывается от языковой перегрузки. Я живу с девочками из Германии, с которыми я говорю по-английски. Работаю в венгерской организации, в венгерской деревне, и с венгерским у меня натянутые отношения. И да, я живу в Румынии. Знаю ли я румынский? Нет.

Немного справочного материала для тех, кто запутался. Я живу в городе Клуж-Напока. И так уж исторически сложилось, что город принадлежал то Румынии, то Венгрии, и наоборот. В связи с этим, в городе существует множество мест, где основной язык — венгерский: магазины, кафе, театр, различные организации.

cluj
Клуж-Напока

Но как бы сильно меня не окружал венгерский язык, живу я все таки в Румынии. И хоть у меня нет возможности ежедневного использования румынского языка в больших количествах (я сейчас думаю, как это исправить), я решила больше внимания уделять именно этому языку. Чтобы в следующую поездку автостопом сказать больше, чем названия пунктов, куда мне нужно добраться. Чтобы без переводчика объяснить, почему я не заплатила вовремя за квартиру, и чтобы не заставлять бедную женщину лишний раз бегать к нам, чтобы показать, что она хочет узнать показания счетчиков. Чтобы на почте не объяснять на пальцах, что мне нужны конверт  и марки. А дети знают и учат румынский, а танцы вуду и шарады никто не отменял.

Sighișoara  (2)
Сигишоара

«Ты же знаешь венгерские слова? Напиши слов 20, а они будут составлять предложения. И по-румынски ты читаешь? Нужно проверить текст.» Каждый раз я вижу у детей какой-то прогресс, и каждый раз я понимаю, как много еще нужно сделать.

Во время уроков детям задают домашнее задание согласно тому, каким должен быть уровень знаний у детей в их возрасте или что уже должны знать ученики n-ого класса. Но проблема в том, что они этого не знают, и они не могут этого сделать. Я знаю, что во всем мире у детей разные возможности для получения образования, но меня до сих пор удивляет то, что в 5-ом классе ребенок не умеет читать или считать. Ведь он ходил до этого в школу, и по идее должн что-то знать.

Я работаю в деревне с детьми из бедных семей и семей цыган. Зачастую учителя предвзято относятся к этим детям, не заботясь о том, что с ними происходит. Сами же дети не имеют представления, зачем им это нужно, а их родители не заботятся о них.

Каждый раз, когда я вижу интерес у ребенка, я стараюсь зацепиться за это, чтобы потом это использовать. Самый действенный способ — это то, что я сама ничего не знаю. Поэтому нудная игра с чтением слов на карточках может стать веселее с попыткой объяснить мне, что все эти слова значат (и не важно, что на карточках есть картинки).

IMG_20151205_133330 (2)
Окно на кухне как игра в карточки

Как и дети, я сама учусь чему-то новому. Так оказалось, что различные тренинги не такое уж и нудное мероприятие. Обсуждение на первый взгляд скучных вопросов может быть довольно веселым.

Благодаря тренингу я пообщалась со множеством волонтеров, после чего убедилась, что незнание того, что делать дальше — это нормально. И если вы считаете, что не сможете найти себе проект по душе, то выкиньте эту мысль из головы. Кто-то работает с детьми, кто-то снимает различные видео, кто-то устраивает творческие мастер-классы, занимается астрономией, работает на радио, участвует в трудоустройстве молодежи, занимается растениеводством. А если вы думаете, что нужна какая-то особая причина, чтобы участвовать, тем более выкиньте эту мысль.

На том же тренинге я познакомилась с ребятами, которые делали видео для Международного дня толерантности. Волонтеры отвечали на вопросы о том, что для них значит толерантность. Финальную работу можно увидеть здесь.

Кстати, сейчас организации ищут волонтеров, так как в феврале будет дедлайн для подачи заявок на финансирование. Поэтому можете идти сюда и искать что-то себе по душе.

А тем временем, 1 декабря в стране праздновался Национальный день Румынии. В городе проводился парад, концерты и различные массовые гуляния, которые теперь будут проводится вплоть до Рождества. Небольшое видео можно найти здесь. А так как в этом году я тоже буду праздновать Рождество, то здесь я каждый раз узнаю что-то новое.

Так например, четыре воскресенья до Рождества — адвенты. Начало адвента означает начало подготовки к Рождеству. И каждое воскресение зажигается одна свеча, и в последнее воскресенье горят 4 свечи, каждая из которых имеет свое значение: мир, надежда, любовь, радость. И так как адвент уже начался, то весь город активно готовится к празднику: концерты, ярмарки и полная иллюминация.

клуж
Площадь Клужа

И кстати, если вы хотите, чтобы я отправила вам открытку/письмо/что-то или хотите отправить что-то мне, то пишите адреса:)

Саша — русский

Sasha — английский

Sașa — румынский

Szasa — венгерский

 

Рубрика: EVS

Добавить комментарий

