Неформальное образование

Одна из основ EVS/Erasmus+ программы – это так называемое Non-formal education или Learning by doing – учиться чему-то новому, развивать свои навыки и компетенции («люблю» это слово с института). Каким бы скучным это не звучало на первый взгляд, все оказывается занимательней, чем кажется.

Начну с небольших определений, которые я взяла с образовательных сайтов, и подробней о которых можно найти например здесь.

Итак, все мы знакомы с формальным образованием (formal education) – это та образовательная система, которая заключается в получении знаний в школе или институте или любом другом образовательном учреждении.

В противовес ему стоит неформальное образование, и здесь я нашла два значения.

Informal education – это пожизненный процесс, получение знаний и навыков, приобретение ценностей и принципов в ежедневной рутине, из среды, окружающей нас: семья, друзья, работа, развлечения, книги или СМИ.

Но есть и другое неформальное образование (вот здесь с определениями русский язык мне что-то не помогает). Non-formal education – организованный образовательный процесс вне рамок формального обучения. И тем не менее, обучение может не носить обязательный характер и не быть основным видом деятельности.

Так, например, получение знаний не является основной целью нашего волонтерства. Тем не менее мы каждый день учимся чему-то новому. Начиная от жизни в новой среде, заканчивая непосредственно работой с детьми.

Для меня это первое проживание отдельно от родителей, что уже является новым опытом. Прибавить к этому другую страну, языки и жизнь под одной крышей в нашей маленькой международной компашке — и получается целый микс.

Когда я раньше рассматривала вариант работы с детьми, то предполагалось, что это будет преподавание на каких-нибудь курсах. В итоге свой опыт я начала, работая с детьми из неблагополучных семей. Одна вещь, которую я начала исправлять в себе, не зарекаться, что некоторые ситуации никогда не произойдут с тобой. Началось это с самого участия в этой программе и продолжилось во время работы, когда я вспоминала, как несколько лет назад не понимала, как мне пригодятся уравнения по химии, если после школы я не буду ее изучать. Но именно эти уравнения в первые дни работы со старшей группой помогли мне расположить детей к себе. (И неважно, что один вечерок мне понадобился, чтобы освежить хоть какие-то химические знания).

Но нельзя с детьми постоянно сидеть с домашними заданиями, и тут мне пришлось вспоминать все уроки труда/рисования и искать идеи в pinterest. И как не особо креативный человек с небольшой долей фантазии – для меня это был челлендж. Особенно, когда ты составляешь программу мероприятий на целый день и тебе нужно расписать все по минутам, но вы с командой не можете решить, сколько именно может понадобиться времени детям на выполнение того или иного задания. Ведь это дети, и если у меня оригами займет 10 минут, то у них может занять 30 или 2, зависит от их настроения.

Exif_JPEG_420

И если с детьми нужно быть терпимей, то иногда все силы уходили на работу с нашей организацией. Так как наше место работы и проект располагались не в городе, рядом с офисом, то зачастую нам казалось, что про нас просто забыли. И когда мы пытались приготовить мероприятия, нам могли позвонить и сказать: «Нет, не нужно этого делать, сделайте что попроще». Один из таких примеров был, когда мы готовили деть открытых дверей и составили целую программу для детей на день, но в последний момент нам позвонило «начальство» и сказало, чтобы мы делали 30-ти минутную презентацию об организации и всё. Презентацию. Скучную презентацию для детей, которые и так сидели целый день в школе. (но хоть и в другой день, но нам удалось сделать эту программу)

DSCN0653

Помимо основной работы мы участвовали в тренингах для волонтеров, где говорили, о том, что нам ждать от волонтерства, о том, что такое компетенции, мотивации, какие методы и приемы мы можем использовать в работе. (о том, как прошел первый и второй тренинги можно найти по соответствующим ссылкам)

Также, в мае в Румынии проходила SNV-Saptamana Nationala a Voluntariatului-Национальная неделя волонтерства. Вместо обычной программы мы устроили мастер-классы и обсуждения.

Так, в начале, мы помогали другим EVS волонтерам в организации EVS Speeddating. Мы рассказывали всем желающим о программе и отвечали на вопросы. И все это происходило в формате speeddating, когда к тебе по очереди подсаживаются разные люди и вы разговариваете в течение определенного промежутка времени. Идея была хорошей, но ввиду того, что народу оказалось много, а пространства мало, то все получилось немного шумно и хаотично, но тем не менее весело.

13179180_1075877622455480_5480434914155234568_n

Рика устроила мастер-класс по батику. Мы рисовали подручными материалами: яблоками, картошкой, лимонами.

Exif_JPEG_420

А Иван-по стринг-арту — созданию картины из гвоздей и ниток (соседи наверно были рады).

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Анна и Туба провели обсуждение по вопросу «Гендерного равенства». Мы послушали их презентации на темы «Феминизм в Германии» и «Женщины в Турции».  После этого я сделала небольшую заметку для нашего общего блога на английском.

13247787_1283466308348881_8777719882262066295_o

К вопросам «Гендерного равенства»: я также приняла участие в книжном клубе других EVS волонтеров. Мы начали с прочтения и обсуждения книги Белл Хукс «Феминизм для всех». При этом мы обсуждали культуры наших стран (Румыния, Россия, Австрия, Финляндия), то как общество реагирует на данную тему и какое влияние в Румынии имеет религия. Мы также затронули тему привилегии и решили провести игру на эту тему. Девочки создавали «событие» в facebook, и если до этого к теме феминизма все вокруг относились спокойно, то на теме привилегий мы столкнулись с большим количеством негатива и мнением, что мы пытаемся навязать свою точку зрения, хотя мы просто хотели привлечь тех, кто заинтересован в данной теме. Видео с «игрой», на которую мы ссылались.

13407098_10205106066486335_3360997208255627476_n

 

В Клуже проводятся мероприятия ConvoClub-разговорный клуб иностранных языков. Встречи проводятся волонтерами-носителями языка (чаще всего это иностранные студенты) или теми, кто владеет иностранным языком на должном уровне. Встречи направлены именно на развитие разговорного уровня и пополнение словарного запаса: румынский, венгерский, испанский, английский, русский, болгарский, итальянский, китайский, немецкий, польский и те, что я не могу вспомнить сразу. Меня назначили модератором русского языка, и тут тоже надо было проявлять креативность: иногда приходят 10 человек, иногда 1, а потом опять 10. А учитывая, что румынского я не знаю, уровень русского тоже у всех разный, то приходится выкручиваться. (английский не всегда является решением)

13133182_1291492204212265_8046296230572135113_n

Последние 9 месяцев пролетели незаметно, и в какие-то моменты мне кажется, что сделано так мало, но на самом деле я приняла не только новые практические навыки, но более четко определила для себя некоторые ценности и взгляды, которые у меня были до этого.

 

Рубрика: EVS

Добавить комментарий

